covid 19
Парад победы перенесли

Весна!
Майские праздники… Первомай уже позади…
Продлен режим самоизоляции и ограничения… Перенесли парад Победы на 3 сентября… Да? И что? А то…
3 сентября – день, что следует непосредственно за 2 сентября.
Никто особенно не задумывается, а что было 2 сентября? Хотя все, наверное, смотрели фильм «В осаде» со Стивеном Сигалом в главной роли. Что-то там, на борту этого «Миссури» произошло, но помним смутно…
Не трудитесь, вот сразу справка из Википедии: «10 августа 1945 Япония официально заявила о готовности принять Потсдамские условия капитуляции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. 11 августа США отвергли японскую поправку, настаивая на формуле Потсдамской конференции; в итоге 14 августа Япония официально приняла (с оговоркой о личной неприкосновенности Императора) условия капитуляции и сообщила об этом союзникам. Однако боевые действия и сопротивление японских войск продолжались вплоть до подписания акта о капитуляции. В Маньчжурии японцы начали массовую сдачу советским войскам после получения приказа о капитуляции, с 16 августа. Фактическая оккупация Японии американцами началась 28 августа.
Формальная капитуляция подписана 2 сентября 1945 года в 9:02 по токийскому времени на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. Для СССР, который вместе с другими союзниками принял капитуляцию Японии, этот документ стал актом выполнения соглашений Ялтинской конференции 1945 года в части возвращения под его суверенитет Южного Сахалина и Курильских островов».
Произошло то, что стало ценно для американского народа – по вполне понятным причинам.
Война для каждой нации протекала по-разному. Как уж есть, так и есть. У них свои праздники, а у нас – свои.
Испытание, выпавшее на долю ментальности, несет эмоциональные паттерны социального масштаба, которые передаются из поколения в поколение. Для англичан это одно, потому что Лондон бомбили… Французы перенесли оккупацию… Для американцев это отправка их солдат на борьбу с надвигающейся угрозой. Эти люди шли воевать, память об их подвигах хранят их потомки… Сами немцы страдали под гнетом фашизма, душащего их страну. По Восточной Европе тоже прошлось колесо истории, вспахав и перевернув жизнь целых народов.
Но что выпало на долю тех, кто жил тогда на территории СССР! Каждый человек, связанный своими генетическими и духовными корнями с этой землей, – как бы она не называлась тогда или теперь, и кто бы ею не управлял, – испытывает особые чувства.
Потомки теперь перебирают фото своих родных, живших в тяжелое военное время, но степень их эмоциональной включенности, разумеется, уже иная.
Жизнь идет дальше, процессы смены ценностей и смещения понятий, до определенной степени, закономерны и естественны. Так же ясно, что все, случившееся на территории собственной страны, будет ближе, и праздники, связанные с этими историческими событиями, будут значительнее для человека, живущего в той стране. Это так – и для нас, и для американцев, и для англичан, и для немцев, и для французов…
Но вот кому пришло в голову праздник победы одной страны, перенести на дату, которую все это время считает победным концом войны другая страна и еще добрая половина мира с ней вместе? Причем, «половина» эта очень слабыми историческими и ментальными узами связана с теми, кто прошел более кровавой и тернистой тропой к победе, хоть и в той же самой войне.
С точки зрения американцев, все закономерно – их события, их понимание, их история, их национальная память.
Но каково российским ветеранам, тем, именно советским людям, кто через это реально прошел, пусть уже очень многие из них были тогда лишь детьми.
Автор системно-векторного психоанализа В. К. Толкачев – блокадный ребенок. Он был вывезен в 1942 году из Ленинграда по «Дороге жизни». Это наложило свой отпечаток на всю его психику и привело к развитию непростого жизненного сценария. О том, что такое война, «помнил каждый его вектор». Это были его живые впечатления – на всю жизнь.
А что же хранится в тайниках души тех, кто воевал, над кем свистели пули, у кого под ногами рвались снаряды, кто сначала чувствовал что-то мокрое и липкое у себя под рукой, а потом понимал, что это его кровь из вот этой страшной раны. А другой почувствовал, как штык проколол что-то… а дальше думать было некогда, дальше был бой, он шел, как во сне… Казалось, солдат этот не проснулся, даже когда вышел из него, потому что вышел из боя уже другой человек… Грязь, пот, кровь, гниль, вонь, сырость, ветер, голод… И страх – холодный, животный, лижущий кости и щиплющий рецепторы, страх… Волдыри под портянками, нарывы на натертых заношенным исподним местах… У такой войны грязное, уродливое и беззубое лицо. С годами на него ляжет ретушь времени. Внуки, рассматривая фото, запах пороха, смешанный с запахом крови и мочи, не почувствуют…
И будет праздник с гвоздиками, вечным огнем, песнями под духовой оркестр, орденами, рюмкой водки «не чокаясь» и «со слезами на глазах»…
Много лет мы слышим эти мелодии, теперь повязываем полосатые ленточки… Это традиции. Мы столько лет садились за стол и смотрели, как на экране стройными рядами движутся в колоннах «живая сила и техника».
А за окном ветер колыхал ветки с распускающимися молодыми листочками…
В фильме «Время выбрало нас» герой Петра Вельяминова произносит мечтательно: «Кажется, весной война кончится. Не этой, так следующей…»
Да, именно весной…
Теперь в мае празднуем День Победы. Это дата, так или иначе, откликается на жизненном пути каждого, чьи родственники жили в то время. Например, мой дед познакомился с моей бабушкой, проходя курс лечения после ранения, полученного под Берлином… А если бы они никогда не встретились? Время выбрало бы другое направление, развивался бы другой вариант реальности…
Можно многое забыть, многое вспомнить, многое перепутать, многое исправить. Нам неизвестно, какие обстоятельства на самом деле сложились в единый причинно-следственный ряд, что именно заставило сейчас выбрать такую дату для переноса парада. А кого заставило? И заставило ли?
Может притупиться память поколений, можно испортить или наладить отношения с другими странами на такой долгий срок… Ошибки совершают все правители, трагедии есть в истории всех народов.
Но когда дата, связанная с событиями войны и пониманием своей роли в этой войне одного народа, навязывается другому народу, взамен его традиционной и священной даты – вот это уже тяжелый случай…
На самом деле, нормально, что весь, так называемый, западный мир, «страны-союзники», так и воспринимают, что война реально закончилась вот тогда – на борту «Миссури».
Но это не так для тех, кто живет в бывшем СССР, не так для многих стран Восточной Европы… Люди здесь из поколения в поколение знали, что Победа – 9 мая, когда был нашими войсками взят Берлин, когда наш парень водрузил флаг над Рейхстагом…
Мы в эти дни спрашивали многих своих знакомых, они не знают ничего другого. И про 2 сентября ничего не знают. Сейчас их праздник перенесли на тот праздник. Свое исконное, у людей, прошедших ад, забрали. А это значит, что поменяли стрелку компаса ментального самосознания.
Это довольно символично… и симптоматично…
Почему я, конкретно, так сильно переживаю об этом? Да, в моем случае, это не из чувства патриотизма. У меня оно своеобразное, мягко сказать. У каждого из нас есть свои нюансы в отношении к тем событиям и свое мнение по этому поводу. У нас – есть. Мы об этом думали. Потому что задумались…
Теперь это наше дело, хотя дело не в нас.
У меня конкретно есть ключ к понимаю тех людей, для которых это важно. Это мой природный дар эмпатии, присущий зрительному вектору. Эмпатия – способность переживать боль другого острее, чем свою собственную. Все переживание системы К. С. Станиславского на этой тенденции построено. Так что, можно сказать, профессиональное свойство.
Прочитав про войну, я получаю массу впечатлений. А читала я и про многие древние войны, и Первую Мировую, и про Вторую, и про Афганскую, и про Чеченскую…
Вдумайтесь, что может переживать сегодня человек, переживший все это тогда, что он может чувствовать теперь, когда вот так взяли и повернули стрелки?
Мы не знаем, как выдержат эти, столько тогда перестрадавшие, люди, но лишь немного попытавшись представить, примерить это на себя, нам уже становится жутко. Что может чувствовать человек, который много лет подряд привык встречать свой «праздник со слезами на глазах»?
Именно сейчас, когда такая дата, грянул вирус и возник этот перенос. Ладно, можно долго строить догадки.
Но мало того, что переносить пришлось такое знаменательное, торжественное мероприятие, так еще надо же было догадаться поставить это на знаковую дату другой страны. Это было очень опрометчивым ходом… Чьим? Подумайте сами!..
Я не знаю, состоится ли парад 3 сентября. Дело не в параде, и боюсь, даже не в этой дате.
А вот что вообще происходит с нашим отношением к той войне?
Еще многие живы. Что они чувствовали, что переживали?
Безусловно, в свое время, все мы смотрели фильмы, включались в их действие, каждый – по мере своей векторной одаренности. Я так включалась очень глубоко. Что немцы преследуют, мне в детстве снилось по ночам. И эмоции были очень сильными. Правда, так же я боялась и динозавров, и «чужого», и зомби… Но именно поэтому истории страха и преодоления его из поколения в поколение передаются и так долго живут в легендах.
Многие люди тогда погибли, сильно пострадали во время войны, это понятно… Это сказывается до сих пор. Как ни настраивайся на «вид сверху», все равно в какую-то ситуацию ты включен, и есть люди, которые включены в нее настолько, что для них это очень серьезный стресс. Они сильный стресс пережили тогда, когда были участниками боевых действий. Это они передали своим детям, – и на генетическом уровне, и через воспитание, – опасение повторения страшной войны. И еще родилось это чувство гордости, в хорошем смысле, причем именно гордость детьми и гордость детей имеется в виду.
Для многих это часть мировоззрения, моральная платформа убеждений, жизненная позиция, этический ориентир.
К убеждениям других людей, именно исходя из нашего глубокого понимания первопричны этих убеждений, системно-векторный психоанализ Толкачева приучил нас относиться с огромным уважением.
И еще нас многому научили фильмы, где в героях ярко проявлены так легко теперь узнаваемые нами черты, где во всех событиях чувствуются закономерности развития систем, законы системного мышления, которые мы узнали от блокадного ребенка, съевшего когда-то от голода в ленинградской квартире все доступные по росту обои… В момент эвакуации этот мальчик был почти без сознания, но помнил, как их сажали в кузов, потому что на переднем сидении уже истекал кровью раненый полковник. Толкачев рассказывал этот эпизод из своего детства на каждом тренинге. Мороз был лютый… Кинули тогда им с матерью, разместившимся в кузове разбитой машины, кусок брезента, да еще пустили фразу вслед: «Ну, эти-то не доедут…»
А, если бы и, правда, не доехали?
Многие ученики Толкачева задавали себе этот вопрос.
Но помог все же кожный вектор…
До сих пор некоторые кадры военных фильмов будят в воображении этот рассказ нашего учителя…
А есть старые советские военные фильмы, которые до сих пор многим нравятся, правда, не по причине их патриотической значимости. Экстремальный фон действия мог быть любым. Это хорошее кино, так как авторам удалось добиться напряженного драматического накала. Были созданы яркие образы замечательными актерами. Им и авторам довелось тогда погрузиться в эту атмосферу и провести зрителя тернистым путем переживания к их общей художественной победе.
Теперь настала пора сделать это и нам. В нашей подборке разные фильмы, даже современная фантастическая история с перемещением во времени. (ссылки)
Об этих старых фильмах мы задумались, вспомнив название одного из них – «Время выбрало нас» Михаила Пташука, с Евгением Герасимовым в главной роли.
Сейчас, просматривая многие военные и апокалипсические фильмы, или же фильмы и эпизоды знаменитых фантастических сериалов о мирах с особым жизненным укладом, вдруг начинаешь как-то остро понимать, что к тебе подкрадывается то, что, казалось, никогда в жизни до тебя не дотянется.
Но вот оно сейчас подходит к твоему порогу…
И некоторые мысли, что рождались у людей в то время, перезваниваются с твоими собственными резкими звоночками, а то и тревожными колоколами. Ты вдруг понимаешь, что разворачивающиеся события тебя касаются непосредственно. И если не сегодня, то завтра текущая ситуация будет похожей. Опасность становится совершенно осязаема.
Некоторые фразы из этих фильмов, действия героев, их задачи, заставляют крепко задуматься. Нам, теперь уже точно, что-то предстоит… Нас тоже выбрали, отметили и скоро опрыскают… Время, или какие другие силы тут включились, но нам тоже досталось серьезное испытание.
Очень близка к реальности эта фраза из фильма «Время выбрало нас»: «В этой войне Куликово поле там, где ты стоишь». То есть, именно там, где рождаются сейчас твои мысли. У нас это уже напрямую – вопрос локации. И дело не в раскрытии тайны истинного места Куликовской битвы, истинных лиц ее участников… Это все полно загадок, интересно, но не столь актуально, как леденящий кровь и играющий на нервах, будто навязчивая несвоевременная вибрация смартфона в кармане… – не так, как этот обновленный смысл…
Там, где ты стоишь – физически на местности, там ты и борешься за то, что привык считать своим домом, за свою свободу, за свое будущее и своих детей… Для тебя это теперь все, что ты делаешь, все, о чем ты думаешь, все, что ты понимаешь… Все, что, наконец, доходит…
Этим пониманием ты и пытаешься отстоять свою свободу индивидуальности, не даешь превратить себя в непонятное существо, выполняющее указания, гражданскую единицу, так и не осознавшую, что уже практически не человек.
Сейчас за это гуманитарное сохранение нам предстоит бороться. Что самое страшное, поле этого боя, не просто на каждом месте, где мы находимся, оно уже чуть ли ни на разных участках собственного тела. Потому что бьют теперь в такие места, бьют по таким жизненным моментам, что не сразу поймешь, что тебя уже поймали, опрыскали, то есть впрыснули… На любом месте, где ты стоишь, и каждое твое движение, и вздох, и мысль, – уже под контролем… Так тебя ведут на бойню тихого гниения в рабском труде за кусок хлеба, в бараке, который ты оплачиваешь выданными грошами… А может и этого не будет…
Наши предки, как и герои этих фильмов, тогда воевали за свободу своей страны, за свой дом. Другие народы тоже воевали за свободу своей страны, за свой дом. Кто не хотел воевать, тогда мог еще не выйти вперед, с последствиями, но все же…
На этот раз все предусмотрено, и оккупация идет под благовидным предлогом нашего спасения от страшного вируса. «Миссури», кстати, по сюжету фильма «В осаде», захватили, почти как и нас.
Вот уже скоро бежать будет некуда. Это наш единственный мир, нет у нас за маскирующим полем «Энтерпрайза»* или «Тардис»,** которые унесут в другую реальность, совершат гиперпереход к далекой планете, отправят нас в другое пространство и время…
Да и это было бы бесполезно, ведь благодаря Толкачеву мы точно знаем, что системные закономерности развития общества настигнут везде. В каждой «избушке» свои «гаджет-тушки»…
Нет теперь врагов, пересекающих границу страны на танках, но все уже обложено, все главные ресурсы захвачены. Те, кто замечает это сейчас, уже оказались на том самом «Куликовом поле». Для нас вопрос в том, сколько с нами будет тех, кто это понимает.
Не настолько важно теперь и то, что авторы фильмов воссоздали даже не сами исторические события… Что происходило во время той войны на самом деле? Что было время всех войн? Что уж говорить про 1812 год… Это одна сплошная загадка! Чем реально были древние войны? Подумаешь об этом и… О-о-о, какой близкой теперь нам кажется Вторая Мировая война, не правда ли?! Но даже Вторая Мировая война – скопище нераскрытых тайн. Сколько еще «скелетов» в «платяных шкафах» под покровом ловко подсунутых нам в учебники «хроник». Мы так и не знаем, что произошло в реальности, как складывались подлинные события, к чему они привели, что за процессы запустили и какие социальные фундаменты заложили. Взять хотя бы социальное положение наших победителей… сейчас. А что было тогда, до конца не знает никто. И мы не знаем.
Но дело даже не в правде, а в нашем отношении к конкретным людям.
Мы говорим сейчас исключительно о той художественной реальности, которую создали авторы на базе этих военных событий. Там люди переживали, плакали, смеялись, боролись, боялись, спасали и убивали других людей. И до сих пор из этого источника черпают вдохновение многие творцы, вокруг этой темы есть почва для создания «истории человеческого духа», как называл это К. С. Станиславский, рождения живого действия, которым движет чувство и рождающего новые чувства! Действо, от которого не оторваться, даже если кончился попкорн.
Есть несколько военных фильмов, которые зрители до сих пор любят именно поэтому – потому что там есть человеческая история, есть острая, красивая, многогранная интрига, раскрывающая человека, – именно как человека! – в таких страшных обстоятельствах, убивающих саму человечность ради выживания. Но человек в этом аду остается человеком, преодолевая все препятствия.
Вот это сейчас для нас интересно! Нам сейчас очень важно оставаться людьми, не смотря на то, что нас заставляют думать только о куске хлеба. Эту войну нам сейчас предстоит выигрывать. Нужно помнить и размышлять! Чтобы понимать, с какими силами мы имеем дело сегодня, полезно спросить и разобраться, как и из-за чего переживают наши друзья и родные старшего поколения…
В эти дни давайте все вместе посмотрим эти фильмы и продолжим разговор, обсуждая их дальше.
Людьми нас делает понимание чувств других людей, уважение к их суровой борьбе и трудной победе. Что бы ни творили правительства стран и тайные организации, что бы потом не писали об этом историки, наши родные искренне верили в то, что делают нас, своих внуков и правнуков, счастливыми и свободными.
Память о них и благодарность им – и есть живой пульс нашей свободы.
Это наше гуманитарное сохранение.
Воины тех времен реализовали древний инстинкт сохранения человеческого вида в его высшем духовном проявлении. Пока мы понимаем это, пока так смотрим и читаем истории о противоречивых взаимоотношениях между сложными людьми в тех экстремальных тисках времени, до тех пор мы можем воспринимать художественные произведения и развиваться духовно.
Пока поднимаем головы и замечаем, что «Летят журавли»…
Там где мы сейчас стоим, мы переместились во времени и пространстве… Потому что «Время выбрало нас». Это только начинается «Путь в ”Сатурн“», впереди «Бой после победы»…
Поймем мы, наконец, что «Обратной дороги нет»?
Хватит для этого «Семнадцати мгновений весны»?
Проснитесь! Уже «Батальоны просят огня», бой давно в разгаре!
Где? Там, «там и поле…» – «там, где ты сейчас стоишь…»

Мир после короновируса